Меню сайта |
|
|
Форма входа |
|
|
Категории раздела |
|
|
Поиск |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
| | |
|
Учебная практика – как форма организации
Учебная практика – как форма организации профильного обучения старшеклассников Современные социально-экономические преобразования, связанные с построением гражданского общества и правового государства, требуют формирования активных, компетентных граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе. Поэтому сегодня в профильной школе все большее внимание уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. В основу организации учебно-воспитательного процесса профильных классов Турунтаевской школы №1 Прибайкальского района республики Бурятия была положена идея практико-ориентированного обучения, которое предполагает обучение учащихся в деятельности и через деятельность. В нашей школе практико-ориентированное обучение в профильных классах связывают, во-первых, с возможностями контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин, во-вторых, с организацией учебных, социальных, исследовательских практик старшеклассников. Программа развития школы предусматривает ряд инновационных направлений. Одним из них является учебная практика, через которую учащиеся формируют свой профессиональный интерес. Поскольку учебные практики проводятся на базе предприятий села, то предприятия получают возможность сориентировать выпускников школ на востребованные профессии. Учебная практика – одна из важнейших составляющих профильного обучения. Учебная практика активизирует мыслительную деятельность старшеклассника, учит самостоятельности в овладении учебным материалом, направлена на развитие общеучебных умений: целеполагание, планирование, самоорганизация времени, пространства, самоконтроль, самокоррекция. Как и любая форма организации образовательного процесса, учебные практики обязаны отвечать основным дидактическим принципам (связь с жизнью, последовательность, преемственность, полифункциональность, перспективность, свобода выбора, сотрудничество и т.д.), но самое главное, они должны иметь социально-практическую направленность. В качестве рисков и трудностей на пути реализации данной формы учебной деятельности для педагогов, нужно отметить то, что на сегодняшний день фактически отсутствуют программы учебных практик для профильной школы, методические рекомендации, определяющие цели, задачи, структуру и их содержание, не говоря уж о методике проведения учебных практик в профильных классах различных направлений. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» наше образовательное учреждение успешно защитило проект «Школа как пространство свободного выбора в зоне туризма». Проект получил практическую реализацию благодаря утвердившемуся в образовательном пространстве школы социальному партнерству. Главными социальными партнерами школы являются хозрасчетный филиал «Березка» Прибайкальского РайПо; филиал Байкальские Электрические Сети Прибайкальский РЭС; Прибайкальский дорожный ремонтно-строительный участок; Прибайкальский сельский лесхоз – филиал ГУ «Бурятсельлес»; редакция районной газеты «Прибайкалец»; Районный «Интернет-центр»; Государственное учреждение Центра занятости населения Прибайкальского района. Учителями школы разработано более 20 элективных и профильных курсов, направленных на решение таких важнейших задач как формирование у старшеклассников общеучебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для непрерывного профессионального образования; формирование опыта творческой деятельности; развитие умений выполнять опытно-экспериментальную работу; обеспечение условий для нравственного самосовершенствования. Учебная практика - форма организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на занятиях элективного, профильного курса. Так, что касается опыта моей работы, то в рамках профильного курса «Основы экономических знаний» своим учащимся я предлагаю также учебные практики. После изучения модуля: «Роль фирм в экономической жизни страны. Фирмы и конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность фирм» учащимися была выполнена учебная практика «Маркетинговое исследование потребительского рынка с.Турунтаево». В качестве базы для практики был выбран ООО «Заготпром» Прибайкальского райпо. Старшеклассники проводили маркетинговое исследование потребительского рынка молочной и хлебобулочной продукции с.Турунтаево. На первом этапе практики ребята разработали опросной лист, адресованный продавцам, покупателем четырех основных магазинов с. Турунтаево (Всего посетили 4 магазина: ИП «Черниговская ОВ», ИП «Михалев АП», ИП «Патрушев АВ», Магазин «Березка» прибайкальского райпо): какая хлебобулочная и молочная продукция представлена в Вашем магазине? кто производитель? довольны ли Вы качеством представленной продукции? Удовлетворяет ли Вас предлагаемый ассортимент, цены? Было опрошено 70 человек. В ходе проведенного опроса, изучения ассортимента хлебобулочной и молочной продукции, ребята выяснили: - Основная часть респондентов в целом удовлетворены качеством и ассортиментом продукции. - Разница в ценах минимальна, однако анализ показывает, что хлебобулочная продукция Прибайкальского райпо в ценовом плане более привлекательна. - В большинстве торговых точек с. Турунтаево представлена продукция предприятий г. Улан-Удэ и Иркутска. - При покупке продукции покупатели руководствуются следующими критериями: свежесть (25%), вкус (18), внешний вид (17%), полезность (16%), цена (15%), упаковка (9%.). Следующий этап исследовательской практики проходил на предприятии ООО «Заготпром» Прибайкальского райпо. Ребята изучили технологический процесс кондитерского и молочного цеха; выяснили, что объем производства незначительный; у предприятия нет возможности увеличить объем производства, так как нет спроса на производимую продукцию. Старшеклассниками была выявлена одна из проблем сложившейся ситуации на предприятии: жители с. Турунтаево недостаточно информированы о продукции ООО «Заготпром» Прибайкальского райпо; отсутствует реклама производимой продукции, продукция не имеет своих легкоузнаваемых, отличительных этикеток. На заключительном этапе ребята систематизировали материал о предприятии, изготовили рекламный буклет о его работе, о производимой им продукции, проекты этикеток, торговой марки предприятия. Учебная практика «Маркетинговое исследование потребительского рынка с.Турунтаево» предусматривала не только поисковую, аналитическую, но и творческую работу учащихся. Выполненная ребятами практика проходила в условиях сотрудничества учащихся, учителей, работников Прибайкальского райпо, совместные усилия которых были направлены на повышение конкурентоспособности продукции ООО «Заготпром» Прибайкальского райпо с помощью рекламы. Таким образом, выполненная ребятами учебная практика имела социальный характер, представляла собой творческую заботу о процветании своей малой Родины. Изучив модуль: «Проблемы безработицы. Понятие о безработице. Способы сокращения безработицы» была также запланирована учебная практика, которая оказалась для старшеклассников более чем актуальной. Необходимо отметить, что в условиях мирового экономического кризиса уровень безработицы неуклонно растет. Тем, кто остался без работы, а также выпускникам школ сложно, в сложившихся условиях, найти подходящую работу или выбрать ВУЗ по окончании которого проблем с трудоустройством не будет. Поэтому в качестве базы для следующей учебной практики был выбран ГУ Центр занятости населения по Прибайкальскому району. В ходе практики ребятам предстояла охарактеризовать российский рынок труда в условиях экономического кризиса; составить рейтинг востребованных профессий (общероссийский, г.Москва, Бурятия, Прибайкальский район); выявить, какие профессии будут востребованы в Прибайкальском районе в связи с открытием Туристко-реакреационной зоны «Байкал». С отчетом о проделанной работе ребята выступили на школьной научно-практической конференции. Результаты практики старшеклассники отразили в информационного буклете для выпускников школ 2009 г. «Скажем безработице: «нет!». В качестве рефлексии, ученики высказывались о проделанной работе: - «Я считаю, что в условиях мирового финансового кризиса, каждый работник почувствовал опасность в один миг лишиться рабочего места и средств к существованию, а после посещения Центра занятости стало понятным, что безработица в масштабах нашего села может иметь угрожающие последствия…» Трофимова А. - «Становится понятным, что от выбора будущей профессии, с учетом ее востребованности, зависит моя уверенность в завтрашнем дне, в моем будущем…» Мелентьев А. - «Бесспорно без вмешательства правительства сложно будет сдержать растущую напряженность в обществе ведь уровень безработицы уже превышает все допустимые нормы… » Гурецкий А. - «Постараюсь приложить все усилия для получения хорошей специальности, чтобы никогда не встать на учет в Центр занятости…» Кучумов А. Таким образом учебные практики обладают большим образовательным, развивающим потенциалом: способствуют углублению теоретических знаний; развивают логическое мышление, творческие способности учащихся; позволяют школьнику выйти в пространство личностного, профессионального самоопределения; обеспечиваю ученику возможность активной познавательной, творческой, исследовательской, социальной деятельности. На мой взгляд именно партнерская форма организации образовательного процесса, способствует становлению субъектной позиции учащихся и очень ценна для социализации школьников.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: svetnik (28.09.2010)
|
Просмотров: 720
| Рейтинг: 5.0/1 |
| |
| | |
|