Моя педагогическая философия Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Я - учитель обществознания обычной средней школы. Мой предмет - тема особого разговора: я предлагаю ребятам задуматься об обществе, в котором они живут, в котором им надлежит в будущем жить и творить, и в котором будут жить их дети и внуки. Почему я учитель? Наверное, потому, что моя мама тоже учитель, который отдает школе все свое время и работает не за хлеб, а за совесть. Я отвечаю за подготовку выпускников в открытом и меняющемся современном мире. Мы живем в эпоху кризиса, самым опасным проявлением которого является кризис общественного сознания и духовности. Именно сейчас я начала глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение». В моем понимании образование – это восхождение к образу достойного звания Человек, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – возжигание света Истины в душе ученика. Мой урок - синтез обучения и воспитания, я стараюсь, чтобы урок, был связан с жизнью общества, и не побоюсь сказать, что я занимаюсь становлением граждан великой России. Процесс обучения я рассматриваю, как следование за индивидуальностью ученика, стараюсь учитывать мировоззрение, мнение каждого. Главное для меня - позволить ученику быть собой, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Полагаю, ребенок может быть познан как личность только с учетом его действительной жизни, его радостей, огорчений, потребностей и надежд. Помочь личности ребенка вырасти, набрать силу и раскрыться - вот мое предназначение как учителя. Учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал К. Д. Ушинский, «только личность может воспитать личность». Ведь нужно не просто провести опрос, рассказать и закрепить новый материал, от учителя зависит психологический климат, общее настроение на уроке. Входя в класс, я вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия к своей судьбе, но зато умеющих любить бескорыстно, на всю жизнь. Сохранить эту любовь и уважение очень важно для меня. Для этого, полагаю, необходимо, прежде всего, работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство. Основная задача учителя видится мне в том, чтобы создать такую атмосферу, такие условия в классе, при которых детям захотелось бы узнавать, открывать новое, и они добивались бы этого. Стремлюсь сделать урок таким, чтобы он решал не только обычную задачу - дать знания, но и учил ребят творчески мыслить, искать, выбирать, систематизировать нужный материал, чтобы знания, добытые сегодня, были для учеников стимулом работы на завтра. Видеть горящие от любознательности глаза моих учеников, их удивление, ожидание открытия, которое они сделают сами – вот радость, счастье моего педагогического труда. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце. Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни». Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Каждая встреча с учениками, каждый урок – самый главный. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Наверно именно в этом великий смысл моего служения сердцам и душам учеников.
|